Услуги

Оптимизация пассажирских перевозок предприятия

В этой статье мы расскажем о примерах оптимизации затрат на пассажирские автотранспортные перевозки промышленных предприятий, на которых мы проводили подобные проекты, и в конце статьи  поделимся некоторыми индикаторами, по которым можно быстро определить, какие гипотезы по оптимизации нужно рассматривать в первую очередь.

В большинстве случаев пассажирские перевозки на промышленных предприятиях делятся на представительские, автобусные и так называемые «разъездные». Как следует из названия, представительские перевозки осуществляются в маркетинговых целях – это и встреча/проводы клиентов, и поездки руководителей для участия в городских или общезаводских мероприятиях. Также представительские автомобили используются ТОП-менеджментом предприятия в личных целях и часто являются частью компенсационного пакета. «Разъездные» же автомобили, как правило, закрепляются за департаментами и службами предприятия, и предназначены для поездок в контролирующие органы власти, суды, банки и на производственные площадки, если предприятие занимает большую территорию. Автобусные пассажирские перевозки необходимы для перемещения рабочего персонала по территории завода и за его пределами.

Представительские перевозки

Оптимизировать представительские перевозки предприятия можно только в тех городах, в которых развита сфера пассажирских перевозок бизнес-класса, и только в тех случаях, когда автомобиль с водителем не является частью системы мотивации менеджеров Компании. В остальных случаях такие поползновения внешних или внутренних оптимизаторов создадут конфликт и ни к чему не приведут, если только руководство или собственник предприятия не решит отменить такого рода компенсации для своих ТОП-ов. Но это совсем не значит, что снизить расходы Компании на представительские перевозки невозможно.

топы 6.png

В подобных случаях эффективной инициативой может быть внедрение адекватной и соразмерной денежной компенсации за предоставляемый Компанией автомобиль с водителем. Для реализации этой инициативы достаточно будет предложить руководителям компенсацию в размере 80% (с учетом всех налогов) от ежемесячных затрат на использование представительских автомобилей. Как показывает практика, 4 из 10 руководителей соглашаются на получение компенсации, которая позволяет некоторым из них использовать более дорогие личные автомобили, наняв персональных водителей. Экономический эффект от такой инициативы за счет высокой стоимости представительских перевозок может быть ощутим даже в очень крупных Компаниях.

"Разъездные" перевозки

С оптимизацией затрат на использование «разъездных» автомобилей дело обстоит проще, так как рынок пассажирских автотранспортных услуг эконом и комфорт-класса развит практически во всех городах страны. Это позволяет вывести такие услуги за пределы предприятия без существенных рисков с высоким экономическим эффектом. Так, например, на одном крупном предприятии «разъездные» автомобили заменили услугами четырех таксомоторных компаний, разработав приложение для смартфонов и выдав водителям пропуска на территорию завода. Установленные лимиты на использование услуг такси в первый же месяц не были выбраны даже на половину, т.к. руководители подразделений стали использовать такси только в производственных целях и боялись выбирать лимит, оставляя его на случай реальной необходимости поездки. Экономический эффект по результатам внедрения показал снижение расходов предприятия на «разъездные» поездки на 34%.

Экономическая эффективность вывода на аутсорсинг подобных услуг на 80% обусловлена низкой загрузкой водителей автомобилей, которая, по результатам наших замеров на различных предприятиях, колеблется между 15 и 25% от фонда рабочего времени, тогда как реальная загрузка водителей автомобилей такси в крупных городах находится на уровне 60-70%, а в небольших городах 40-50%.

Taxi FB.jpg

Таким образом, водители такси за счет более высокой загрузки зарабатывают не только для себя, но и для собственников таксомоторных компаний или интернет-агрегаторов. А с учетом повсеместной работы водителей такси через индивидуальное предпринимательство, налоговая нагрузка на этот вид услуг существенно меньше, чем при работе на промышленных предприятиях. Ну, а выгоды, связанные с собственническим отношением водителей такси к своим автомобилям, в сравнении с чужими «заводскими», очевидны.

Автобусные перевозки

Автобусные перевозки на промышленных предприятиях являются необходимостью не только потому, что территория предприятий не позволяет рабочему персоналу быстро добираться до проходной завода или мест приема пищи, но и потому, что большинство предприятий работает круглосуточно и возможности уехать после вечерней или ночной смены на городском транспорте в некоторых городах просто нет.

Начнем с того, что автобусные перевозки имеют ярко выраженные пиковые нагрузки в период пересменки при завозе и вывозе рабочих со смены и являются предсказуемыми в отличие от перевозок на «разъездных» или представительских автомобилях. При таком характере загрузки водителей автобусов могут быть выгодными несколько решений.

В автобусе.jpg

Первое и очевидное решение состоит в использовании сторонних специализированных перевозчиков. Наценка на подобные услуги обычно выше, чем на услуги легкового транспорта, но при наличии нескольких перевозчиков и реальной конкуренции аутсорсинг таких услуг может быть выгодным.

Второе по распространенности решение подсказывает Трудовой кодекс, который позволяет разбивать смену водителя автобуса на две части, что может быть не удобным для самих водителей, но при небольшой компенсации за эти неудобства водители с охотой переходят на такой режим работы.

С чего начинать оптимизацию?

Оптимизацию пассажирских автотранспортных перевозок мы рекомендуем начинать с анализа фактической загрузки водителей.

Услуги сторонних перевозчиков могут быть выгодны, если фактическая загрузка водителей автотранспортных средств ниже 30%. Причины такой выгоды мы описали на примере водителей «разъездных» автомобилей.

При загрузке водителей от 30 до 60% возможно уплотнение загрузки за счет совмещения профессий или инсорсинга в виде оказания транспортных услуг внешним потребителям, таким как город или другие предприятия.

В случае активной загрузки водителей выше 60% от рабочего времени, практически невозможно оптимизировать их работу, не изменив бизнес-процессы обслуживаемых подразделений, что в большинстве случаев является более сложной задачей, так как контур проекта оптимизации пассажирских перевозок становится существенно шире и далеко не всегда получается согласовать его с руководством Компании.

В следующей статье мы расскажем о нашем опыте оптимизации грузовых автомобильных перевозок на тех же промышленных предприятиях.

Статьи на тему