Услуги

Нормирование труда инженеров-конструкторов

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о сложности нормирования труда людей «творческих» профессий и в качестве решения такой задачи предложили метод факторного нормирования труда, который, с нашей точки зрения, является наиболее сложным методом для определения трудоемкости выполнения работ. И в данной статье мы решили поделиться своим опытом факторного нормирования труда людей «творческих» профессий.

Одним из клиентов нам была поставлена задача провести нормирование труда инженеров-конструкторов систем самолета в целях последующей разработки системы оплаты труда на основе нормативов трудозатрат. Проще говоря, нам нужно было разработать формулы расчета трудозатрат в зависимости от факторов, которые влияют на трудоемкость конструкторской работы. Сразу оговоримся, что данная технология разработки норм трудозатрат немного отличается от технологии нормирования труда в целях определения численности персонала опытно-конструкторского бюро. 

Методика нормирования 

Разработку нормативов трудозатрат мы начали с классификации всех видов работ, в которых заняты инженеры-конструкторы опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Внутри полученной классификации мы выделили принадлежность конструкторской документации к конкретным системам самолета. Такая подробная детализация конструкторских работ по видам и системам самолета в данном конкретном примере не оправдалась, т.к. для большинства систем самолета формулы трудоемкости работ инженеров-конструкторов оказались одинаковыми. Но, поскольку, предугадать такой результат невозможно, мы рекомендуем делать подробную классификацию.

Structure.jpg

После достаточно подробной классификации вместе с ведущими инженерами-конструкторами ОКБ мы выделили самые значимые, на их взгляд, факторы трудозатрат. В качестве примера мы приведем факторы трудозатрат инженеров-конструкторов отдела электрических схем ОКБ. Ими оказались плотность электрической схемы и количество систем, взаимодействующих со схемой. Плотность схемы, в свою очередь, была разделена на три фактора: количество проводов в схеме, количество цепей и количество элементов. 

Plane systems.jpg

В каждой конструкторской работе вместе с инженерами-конструкторами ОКБ мы рассчитали количественные значения выделенных нами факторов трудозатрат и по каждому виду работ при помощи множественного линейного регрессионного анализа установили вес каждого фактора в трудоемкости конструкторской работы. В результате удалось получить формулы для расчета трудозатрат инженеров-конструкторов, которые легли в основу объективной системы оплаты труда. Пример такой формулы и график корреляции фактических и расчетных трудозатрат представлен ниже. 

Example.jpg

Старый конь борозды не испортит? 

Внимательный читатель задаст вопрос: «А как же до разработанных нормативов трудозатрат измеряли трудоемкость выполнения работ – не может же быть такого, чтобы у крупного КБ самолетостроения не было никаких ориентиров?».

Отвечаем – безусловно, такие ориентиры в ОКБ есть, и основным ориентиром является форматка А4. Форматка А4 – это чертеж, который умещается на лист формата А4 в соответствии с ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Для чистоты исследования нормативов трудозатрат мы провели факторный анализ трудоемкости от количества форматок А4 по уже классифицированным видам конструкторских работ и получили похожую картину для всех видов конструкторских работ.

Formatki A4.jpg

Данный график говорит нам о том, что форматки А4 как фактор трудозатрат не является значимым фактором трудозатрат, т.к. функциональная связь между величиной трудозатрат и количеством форматок не устанавливается. Проще говоря, одному и тому же количеству форматок А4 соответствует разная трудоемкость, и эта разница доходит до 8-ми раз.

Почему так произошло, что долгое время ОКБ пользовался неверным инструментом определения трудоемкости? Всё просто – технологии проектирования за последние 30 лет ушли далеко вперед, а нормативы никто не пересматривал. Плюс ко всему, текущие нормативы трудозатрат за годы упадка авиастроения в России претерпели упрощения для легкости расчетов, но привели к тотальной необъективности системы оценки трудоемкости конструкторских работ и связанной с ней системы оплаты труда, что, безусловно, повлияло на отток инженеров-конструкторов из авиастроения.

На что обратить внимание?

Перед началом работ, прежде всего, следует обратить внимание на наличие достаточной и качественной статистики по выполненным конструкторским работам, т.к. если учет фактической трудоемкости работ велся неправильно или утеряны данные такого учета – выполнить качественный анализ будет проблематично.

Также, необходимо уделить внимание выделению времени, которое инженеры-конструкторы потратят на расчет факторов трудозатрат по выполненным работам, т.к. эта процедура может быть выполнена корректно только ими, а трудоемкость по расчету факторов трудозатрат за период 2-3 года может оказаться существенной, чтобы выполнить ее не в ущерб основной работе по разработке конструкторской документации.

Статьи на тему